Одним из самых мощных неблагополучных факторов, разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребёнка, является пьянство родителей. К великому сожалению, эта беда преследует Россию на протяжении длительного времени. А мне так не хочется, чтоб именно эта черта характеризовала нашу нацию. Я предлагаю посмотреть на это явление глазами психолога, проследить, какие внутренние механизмы приходят в движение в семье и к чему это приводит.
Созависимость в семье с алкогольной зависимостью.
Если задать себе вопрос: что представляет собой современная российская семья, есть ли наглядная модель, к которой можно стремиться, то вряд ли можно получить однозначный ответ со стороны психологов и социологов. Я пойду методом от противного. Чтобы понять, что такое семейное счастье, необходимо познакомиться с его противоположностью, чтобы уметь распознать и перестроить негативные факторы и причины, которые ведут к нарушению семейной атмосферы и благополучия.
Одна из наиболее часто встречающейся форм семейного неблагополучия в России это алкогольная или наркотическая аддикция одного из родителей или нескольких членов семьи. В нашем обществе нет статистических данных о том, сколько людей страдают такой зависимостью и сколько детей воспитывается в алкогольных семьях. Но я уверена, что нет ни одного человека, который не столкнулся бы с это проблемой лично или через своих близких, родственников, друзей.
В процессе своей деятельности я часто сталкиваюсь с подобными проблемами. Поведение жён, у которых мужья страдают алкоголизмом, со стороны трудно назвать правильным и логичным. Я часто наблюдаю двойственность их чувств, таких как, например, одновременно люблю и ненавижу, я жертва, но его жальче, помогите мне, но не вмешивайтесь в семейные дела. Мужья алкоголики зачастую устраивают пьяные дебоши, а жена, теряя контроль над ситуацией, обращается в экстренные службы. Самое парадоксальное: они просят, чтоб приехали врачи и успокоили уколом пьяного драчуна, который держит в страхе всю семью, и не хотят обращаться в органы правопорядка. Она же не изверг, чтоб сдавать любимого в полицию, писать на него заявление, а то, что он не ставит ни во что её и детей, жена этого уже не замечает. К тому же, что скажут соседи, узнав о визите полиции, а если приедет бригада врачей, то эта ситуация будет выглядеть вполне достойно. Что же стоит за этим поведением, и какие внутренние механизмы заставляют действовать именно так?
Человек, страдающий от алкоголизма или наркомании, вовлекает в своё заболевание всех близких людей. Это приводит к серьёзным характерологическим сдвигам как у жены, таки других близких членов семьи, вызывая комплекс «созависимости». Созависимость это эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развивающееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а так же прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Сам больной зависит от алкоголя, а живущие рядом с ним, от его состояния.
Одной из главной характеристики созависимости – это направленность личности не в себя, а вовне, что обусловливается её заниженной самооценкой.
Здесь я хочу раскрыть основные характерологические особенности созависимых членов семьи.
1. Размытие границ своего Я. Члены семьи не знают, где кончается личность одного и начинается личность другого, т.к. вся жизнь вращается вокруг больного, и его проблемы воспринимаются как собственные. При этом всех заботит вопрос о том, како впечатление они производят на окружающих. По этой причине кто-то из них, чаще всего жена, берёт на себя ответственность за происходящее в семье.
2. Роль страдальца. Созависимый член семьи сознательно принимает на себя эту роль и вынуждает себя безропотно нести свой крест ради сокрытия пьянства другого от окружающих и сохранения семьи.
Например, жена верит в то, что страдает за святое дело, и считает себя героиней. Эта вера помогает ей длительно сохранять и поддерживать ситуацию, разрушительный характер которой для семьи очевиден. Самое главное, что в ущерб детям такие жёны тратят много энергии и времени на заботу о пьющем муже, оставляя совсем немного на их развитие и воспитание (об этом ещё будет идти речь). Параллельно с этим они пытаются контролировать мужей моральными упрёками, ссорами и скандалами, что не имеет никакого результата. Далее начинают действовать: прятать алкоголь и деньги, организовать досуг, увлечь каким-то занятием, чтоб отвлечь от пристрастия с уверенностью, что эти усилия увенчаются успехом. Обычно подобные способы противостояния без обращения в специальные службы не приводят к желаемому результату, что расценивается женой как её собственное поражение, что усугубляет депрессию.
3. Сокрытие правды. Созависимые жёны активно вовлекаются в этот процесс. Они больше всего заботятся о том, чтобы их семья производила внешне благоприятное впечатление, и по этой причине скрывают свои истинные чувства пред окружающими. На виду они используют только положительные переживания, и на экспрессивном уровне демонстрируют их, поддерживая статус счастливой женщины. Такая игра в несоответствия оставляет глубокий отпечаток: жёны легко верят всему, особенно если сказанное совпадает с желаемым (например фраза мужа: «… сегодня это было последний раз, обещаю…») Они видят и слышат тлько то, что хотят видеть и слышать. Самообман и обман других – это всегда деструктивный, разрушительный внутриличностный процесс.
4. Эмоциональная недоступность. Созависимый член семьи, чаще всего жена, полностью поглощается заботой о пьющем супруге, забывая о детях, которые больше всех нуждаются в заботе и поддержке. Своё главное семейное предназначение она видит в том, чтобы в одиночку «тащить семейный воз», т.е. она изо всех сил стремится содержать в порядке дом, одеть и накормить детей, но на эмоциональном уровне остаётся недоступной. Вся её энергия уходит на решение бытовых проблем, а общение с ребёнком, необходимость его выслушать, побыть с ним рядом отодвигается на второй план.
5. Состояние страха. Многие поступки созависимых жён мотивированы страхом. Они в ожидании худшего, полны тревожных предчувствий, т.к. поступки больных алкоголизмом непредсказуемы. Из-за этих опасений они усиливают свой контроль, становясь всё более ригидными, неспособными корректировать свои действия в соответствии с требованиями ситуации, развивается стереотипность ежедневных рутинных забот, склонность судить и осуждать других.
Семейная атмосфера, отягощённая наличием в доме пьющего, усугубляется всеми перечисленными психологическими характеристиками созависимых членов, особенно жены. Взаимоотношения тяготеют к крайностям: легко переходят от любви к ненависти, от подъёма настроения к депрессии, что сказывается на личности детей. Им трудно уловить и понять смысл резко меняющихся отношений родителей друг к другу и к ним. Всё это ещё больше усугубляет проблему дисфункциональной семьи, а созависимый супруг становится всё более похожим на больного алкоголизмом, являясь почти зеркальным его отражением. Становится ясно, что вышеперечисленные психологические особенности поведения не дают возможности супругам адекватно расценить ситуацию и решить свою проблему самостоятельно, конфликт затягивает в себя всех членов семьи.
Психология ребёнка из алкогольной семьи.
Доводилось ли вам общаться с детьми, воспитывающимися в семье, где один из родителей или оба страдают алкогольной зависимостью? Если да, то наверняка вы обратили внимание на то, как отличаются их поведение, манеры, речь, мышление от детей, воспитывающихся в благополучных семьях. Алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации ребёнка, но и негативно сказывается на формирование его личности и когнитивной сферы. Воспитание в неблагополучной семье откладывает отпечаток на всю жизнь. Уже будучи взрослыми, их память надёжно хранит такие яркие воспоминания как ссоры родителей, пьяные дебоши, унижения, недопонимания. Намного меньше хранится позитивных воспоминаний, связанных с семейным теплом, уютом, праздниками. Не раз мне доводилось быть слушателем таких воспоминаний уже довольно взрослых людей, и, не смотря на давность событий, они очень ярки и эмоциональны. С волнением в голосе они переживают события заново, как будто они произошли совсем недавно. Часто они рассказывают о ситуации, когда пьяный отец выгоняет мать вместе с ними из дома, или они сами спасаются от тирана, укрываясь у родственников, соседей или в надворных постройках вроде бани или сарая. В таком страхе проведённые ночи не могут стереться из памяти. Не каждая мать добровольно и с твёрдым намерением в такой ситуации обращается за помощью в полицию. Рассказывая свои события из детства, уже сами воспитывая детей, люди пытаются проанализировать свою жизнь, посмотреть на неё другими глазами, изменить себя, своё поведение, чтоб не навредить своим детям. Под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых у детей постепенно формируется психологический комплекс проблем. Дети оказываются втянутыми в решение многих семейных проблем и им приходится на ровне со взрослыми нести груз ответственности за всё, что происходит в семье. В чём же состоят психические особенности детей, воспитывающихся в таком типе неблагополучных семей? Психологами и исследователями выделен ряд семейных условий, влияющих на психологический портрет таких детей. Перечислю наиболее яркие и часто встречающиеся из них.
Заброшенность. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависмым (об этом подробно описано в предыдущем сообщении), всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставлены сами себе. Часто в таких семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, эмоциональные потребности тоже остаются не реализованы. В результате родительского игнорирования формируется неумение детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему. они не усваивают элементарных родительских обязанностей, что затрудняет их адаптацию в будущей собственной семье. Взрослые дети алкоголиков в качестве родителей всячески стремятся показать свою любовь, совершая «правильные поступки», предполагая, что дети оценят их родительские чувства, хотя на самом деле в их отношениях отсутствует задушевность, нет открытой любви.
Семейный секрет. Изначально родители пытаются скрыть от ребёнка всё негативное, что связано с пьянством. Но сделать это невозможно, и дети становятся жертвами двойного стандарта: с одной стороны они видят и понимают, что происходит в семье на самом деле, а с другой стороны – боятся открыто говорить об истинном положении вещей и о своих проблемах с окружающими и членами семьи, они становятся замкнутыми. Они привыкают жить в мире мнимого благополучия и не видят правды, потому что их никто не научил быть открытыми к своим проблемам и чувствам.
Отсутствие реальности. Ребёнок с раннего детства наблюдает несоответствие между тем, что происходит в семье и тем, что говорят об этом ему взрослые. Такое противоречие порождает недоверие к миру, ко всему, что его окружает и к самому себе. Ребёнок чувствует страх, тревогу, предчувствует опасность и впадает в состояние фрустрации.
Жизнь в укрытии. Взрослея, ребёнок начинает понимать, что люди осуждают пьянство, и особенно пьющих родителей, и он старается скрыть этот факт от соседей, друзей, сверстников, ограничивает с ними контакты. В этих условиях секретность, увёртки, обман становятся неотъемлемыми элементами жизни не только в семье, ни за её пределами. Чем больше секретности, тем больше запутанности, конфликтов и ссор, отчуждённости членов семьи, психологической изоляции и одиночества. В таких семьях не практикуются эмоционально тёплые объятия, не знают истинной цены разделённого горя или радости, нет взаимной поддержки и любви.
Послания с двойным смыслом. Живущий в алкогольной семье ребёнок довольно часто слышит обращения, содержащие в себе противоречивый смысл, смешанные послания. Например мать говорит ребёнку:«Я тебя люблю, иди играй, не мешай мне работать». Если бы произнесена только первая часть, ребёнку было бы ясно, какие чувства выражают эти слова. Но вся фраза заставляет его думать, что матери вообще не до него, её заботы связаны с чем-то другим. Ребёнок в смятении, не знает в какую часть послания верить. Так же парадоксальна ситуация, когда родители требуют от ребёнка говорить правду, а сами делают всё наоборот. Ещё большим парадоксом для ребёнка является его взаимоотношение с пьющим отцом. В трезвом виде отец добр заботлив и ласков, а в состоянии опьянения становится агрессивным, злым и жестоким. Ребёнку трудно разобраться в том, какой отец на самом деле, он не хочет верить в «плохого папу» и пытается отрицать горькую правду. Такая амбивалентность, двойственность чувств к родителю изматывает ребёнка и может вызвать нервное истощение.
Жизнь в конфликте. В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не выбирая выражений и действий в виде физической агрессии, что оказывает на ребёнка психотравмирующее воздействие. Часто в родительских конфликтах он видит свою вину, и сам ищет решение семейной проблемы. Постоянно наблюдаемые ссоры, пререкания и обвинения взрослых друг друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми.
Жизнь в страхе. Поведение пьющих отличается непредсказуемостью, часто используются угрозы для демонстрации своей силы, что делает атмосферу в семье тяжёлой и тягостной. Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и по этой причине предпочитают проводить больше времени вне дома. Побеги из дома – это защитное поведение, порождаемое постоянно переживаемым страхом. Вне дома дети пытаются уберечь себя от кошмара, который там происходит.
Разочарование. В неблагополучной семье взрослые обычно не выполняют своих обещаний. Первоначально дети очень болезненно реагируют на это, но приученные скрывать свои чувства от всех, даже от самих себя, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, просто перестают ждать обещанного. В душе они считают, что родители совершили предательство, поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что выходцы из алкогольных семей даже взрослыми продолжают предчувствовать разочарования и никому не доверяют.
Раннее взросление. Дети в таких семьях очень быстро взрослеют по сравнению с детьми из благополучных семей. Старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции многих проблем: материально-бытовых, поддержка младших братьев и сестёр, забота о пьющих родителях. это не позволяет ему испытывать детские радости: он не умеет играть, не допускает легкомыслия, не умеет наслаждаться жизнью. Это взросление вынужденное, и когда они вырастают, начинают мстить за своё поруганное детство, коверкая жизнь другим, и эстафета ненависти и жестокости продолжается. Жестокость родителей порождает жестокость детей.
Жизнь в мире фантазий. Реальная действительность, с которой соприкасаются дети, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Фантазирование и мифотворчество присуще всем детям, но слишком бурное их проявление вытесняет реальность, заменяет действительность. В результате этого у них могут складываться искажённые представления об окружающем мире и своём месте в нём. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребёнок приучается плыть по течению.
Таким образом, алкоголизация родителей травмирует ребёнка на всю жизнь. Свои душевные раны и опыт дети переносят во взрослую жизнь. Очень часто у них появляются те же проблемы, что были в домах их пьющих родителей. Если ваше детство прошло в подобной семейной атмосфере, и вы не осмелились ни с кем поделиться своими воспоминаниями, мыслями, выводами – сделайте это, вам станет легче на душе, и это поможет разобраться в ваших проблемах.


Комментариев нет:
Отправить комментарий