Поиск по этому блогу

Не детские проблемы

Появление второго ребёнка в семье и ревность старшего.
Одна из проблем, с которой приходится сталкиваться многим современным российским семьям – это семейные конфликты, возникающие после рождения второго ребёнка. Это братско-сестринские конфликты и детско-родительские. В результате реформ, проводимых в нашем государстве в сфере материнства и детства, поддержки семьи, наблюдается повышение рождаемости. На протяжении последних пяти лет медики констатируют тенденцию взросления мам, ожидающих второго ребёнка. В среднем их возраст варьирует от 25 до 35 лет, а это значит, что разница в возрасте детей может составлять до 10 лет.
В зарубежной и отечественной психологии рассматривается проблема братско-сестринских отношений и их влияния на развитие ребёнка. В настоящее время большинство исследований направлено на доказательство того, что порядок рождения и ролевая позиция ребёнка в семье существенно влияют на: стиль жизни (А.Адлер, У.Тоумен); на уровень интеллектуального и социального развития (Ф.Гальтон, Г.Крайг); развитие личности (Р.Дрисколл); особенности становления Я-концепции, формирования коммуникативных навыков и т.д. Но я хочу остановиться на проблеме ревности старшего ребёнка, возникающей при появлении в семье второго (для российских семей наиболее характерно воспитание не более двух детей) в условиях современной действительности, т.е. когда разница в возрасте достаточно велика и составляет от 5 до 10 лет. Многие из моих родственников и знакомых столкнулись с подобной ситуаций, делились со мной своими проблемами, пытались найти решение. Это заставило меня сделать попытку разобраться в механизмах этого явления и найти возможные варианты решения семейных конфликтов.
А. Фрейд, исходя из детского психоанализа, считала, что отношения между детьми в одной семье основаны на соперничестве, ревности и соревновании за родительскую любовь. Что же происходит? Родители обычно сильно волнуются по поводу появления первого ребёнка и поэтому всецело отдают себя ему, стремятся, чтобы всё было «как полагается». Первый ребёнок с их стороны получает безграничную любовь и заботу родителей. Старший ребёнок до появления в семье другого сиблинга долгое время остаётся единственным и самым любимым, находится в центре внимания и наслаждается своим положением. Чем дольше длится этот период, тем уверенней ребёнок занимает такую позицию.
Рождение второго ребёнка в корне меняет как положение первенца, его взгляды на мир, так и полностью перестраивает детско-родительские отношения, что требует от родителей большей эмоциональной и физической отдачи. Таким образом, данную проблему нужно рассматривать с двух сторон, посмотреть на неё глазами ребёнка и родителей. Рождение брата или сестры вызывает у ребёнка неоднозначные и противоречивые чувства, он сопротивляется своему новому статусу, не желая делить родительскую любовь с кем-то ещё. Первенец начинает бороться за возвращение прежней центральной позиции, не осознавая, что былого не вернуть. Происходит ситуация столкновения старшего ребёнка с утратой своей уникальности как единственного объекта любви родителей, необходимостью делиться ею ещё с кем-то. Драма такой утраты кроме ревности к младшему брату и сестре может вызвать невротическую любовь, стремление к власти и лидерству.  
 Большое значение имеет длительность интервалов между рождениями детей. Так, если в семье растут двое детей-погодков (с разницей до 2-х лет), то у них особенности старшего и младшего детей будут выражены очень слабо, они не успели осознать разницу в отношении родителей. Старшему ребёнку не приходиться играть роль «опекуна» младшего, заботиться о нём. Если при этом дети разного пола, то в психологическом смысле и младший ребёнок для родителей – «первенец». Такая разница в возрасте является самой благоприятной для развития детей, родители относятся к ним как к равным.
Разница между детьми в 4 – 6 лет по своему сложна, поскольку к старшему ребёнку в этом случае со стороны родителей уже предъявляются такие требования, как «Уступи, ты старше», «Как тебе не стыдно, ты же большой», в то время как этот ребёнок сам ещё сравнительно мал. При неправильном родительском подходе к воспитанию,  организации досуга и  контроля над детьми возникают споры, мелкие ссоры, недопонимание или конфликты со старшем ребёнком, скрытой причиной которых является младший. Например, если старшему ребёнку приходится слишком часто оставаться с младшим дома, а значит организовывать его, играть, кормить, нести ответственность за его поступки, забирать его из детского сада, то у старшего ребёнка в этом случае формируется своеобразная усталость от младших детей и первенец очень рано взрослеет. Так же в этом случае проявляется ревность, зависть к младшему или внутренняя агрессивность по отношению к нему. В особенности так происходит при неумелом подходе родственников « Ей конфетку, она маленькая». Старшего могут наказывать при конфликтах с младшим ребёнком, не разбираясь в чём дело, а младший, порой видя свою безнаказанность, может становиться провокатором конфликтов.  
При разнице между сиблингами около 10 лет возможны два варианта  развития отношений между ними, родителями и формированием их личности. Основным фактором, влияющим на эти отношения – это то, что первенец долгое время воспитывается как единственный ребёнок, в его развитие вкладывается очень много сил со стороны большого числа взрослых (родители, бабушки, детушки, родственники). В том случае, если к моменту рождения второго ребёнка старший уже нашёл свою «нишу» в социуме: в среде сверстников и друзей, у него уже есть свои интересы, сферы приложения своих способностей, то он оказывается абсолютно индифферентен к младшему. Это благоприятный вариант развития детей, при котором конфликтные ситуации между детьми и родителями, связанные с ревностью и конкуренцией будут сведены к минимуму.
При другом варианте, который наиболее характерен современной российской семье, наблюдается сложная ситуация семейных взаимоотношений. Для современных родителей характерна большая включённость в производственную деятельность, большинство мам предпочитают находится в отпуске по уходу за ребёнком до трёх лет, в связи с чем несёт двойную нагрузку – на работе и в семье. Это проявляется дефицитом времени на воспитание и внутрисемейное общение. Как выглядит такая ситуация глазами старшего ребёнка? При рождении малыша оба родителя, а так же бабушки, дедушки, ближайшие родственники большую часть своего внимания, заботы и любви вынуждены уделять именно ему. Старшему объясняют, что он уже достаточно большой и его тоже любят, но малышу требуется больше заботы. Когда малыш подрастёт, всё будет по другому. Ребёнок всё понимает, но проходит время, малыша оформляют в детский сад, мама выходит на работу и времени на старшего ребёнка остаётся ещё меньше. При высокой занятости родителей значительная часть забот о младшем ложится на старшего ребёнка, что вызывает протест и нежелание помогать родителям. Ещё более сложной может оказаться ситуация, когда второй ребёнок рождается в повторном браке. Здесь на развитие детской ревности будет влиять то, как налажены взаимоотношение между приёмным родителем и старшим ребёнком. Если между ними существует неприязнь, недоверие, нет взаимопонимания, то конфликты могут стать постоянными спутниками скмейных взаимоотношений.
Что делать, чтобы дети выросли друзьями, а не соперниками? Родители должны предполагать, что рождение второго ребёнка отнимет у них много времени и сил, и к этому нужно быть готовыми и реально оценивать свои возможности. Важно понимать, что для преодоления серьезных психологических трудностей, связанных с появлением малыша-конкурента, первенец нуждается в поддержке родителей. Обязательно нужно  подготовить старшего ребёнка к рождению малыша. В первую очередь, ребенку надо сообщить о предстоящем пополнении в семье. Не стоит затягивать этот момент. Если ребенок узнает обо всем в последнюю очередь, он уже сейчас почувствует себя лишним, «исключенным» из семьи. Нужно не только объяснять, но и демонстрировать своим поведением, что любовь ко второму ребенку, не уменьшает вашей любви к первенцу. Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы хотя бы 2-3 раза в день побыть наедине со старшим ребенком, чтобы он мог получить родительское внимание и любовь. Не забывайте чаще обращать внимание на «взрослые» поступки старшего, одобрять и поощрять любые проявления дружелюбия в адрес младшего ребенка. Не стоит отделять старшего ребёнка надолго от дома: бабушкам и дедушкам, летние лагеря, т.к. долгая разлука ребенка с любимыми родителями может привести к возникновению у него чувства ненужности и брошенности.
Это только общие выводы. Семья – это чаще всего скрытый от внешнего наблюдения мир сложных взаимоотношений, традиций и правил, которые в той или иной степени сказываются на особенностях личности её членов, и в первую очередь детей. В возникновении отклонений в развитии личности ребёнка, отчуждения родителей и детей наибольшую опасность представляют ошибки, которые допускаются родителями в построении взаимоотношений с собственными детьми. Нужно всегда помнить, что эти взаимоотношения всегда имеют воспитательный характер. Каждая семья уникальна, и подход к решению проблем должен строиться индивидуально.



                          О воспитании
Каждая семья уникальна и неповторима, а следовательно, проблемы, возникающие в каждой семье, хотя и схожие внешне, имеют разные причины. Следовательно подход к воспитанию должен строиться индивидуально к каждому ребёнку и родителю. Цель воспитания на в применении методов наказании, поощрения и развития чувства вины в ребёнке за проступки, а в умении подобрать "ключ" к своему ребёнку, что гораздо сложнее. А если в семье воспитывается не один ребёнок, а больше, тогда нужно иметь не один ключ, а целую связку. Это значит, что нужно изменить себя, своё поведение в общении с ребёнком. Для этого нужно научиться видеть возникающие проблемы не только изнутри, но и со стороны.           http://video.yandex.ru/users/flegontv/view/7/

 
Подростковый кризис.
Быть подростком очень сложно. Это возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентаций и поступков. В связи с этим возникает недопонимание между подростками и родителями что может привести к нескончаемым ссорам и конфликтам. Как предотвратить конфликты? Найдите ответы здесь  https://sites.google.com/site/vesmirvnutriteba/